Особенности активации лобной коры головного мозга у детей 7–10 лет с дефицитом внимания и коррекционные эффекты гипоксически-гиперкапнических тренировок

  • T.A. Muller
  • S.N. Shilov
Ключевые слова: дефицит внимания, головной мозг, лобная кора, уровни активации, гипоксически-гиперкапнические тренировки

Аннотация

Введение. В исследовании показаны отличительные характеристики активационных механизмов лобной коры головного мозга у детей 7–10 лет. Установлено, что дети с дефицитом внимания имеют преимущественно более высокий и асимметричный уровень активации. В комплекс коррекционных мероприятий включены гипоксически-гиперкапнические тренировки, которые приводят к значимым, положительным изменениям в отношении механизмов активации.

Материалы и методы. Обследованы 190 школьников Красноярска, из них 150 детей с дефицитом внимания и 40 – с нормой развития. Уровень активации оценивался по уровню постоянного потенциала, который регистрировался с помощью «Омега-тестера». Гипоксически-гиперкапнические тренировки были реализованы с помощью дыхательного аппарата «Карбоник».

Результаты. Результаты исследования свидетельствуют об особенностях в системе активационных процессов у детей с дефицитом внимания, вследствие несформированности коркоподкорковых и лимбико-ретикулярных механизмов работы головного мозга. Для такой мозговой дисфункции характерен повышенный и асимметричный уровень активации лобной коры головного мозга. Дыхательные тренировки с гипоксически-гиперкапнической газовой смесью способствовали существенной нормализации моделирующих эффектов в отношении коры головного мозга. Число детей, относящихся к оптимальному уровню активации, стало значительно больше.

Литература

1. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2014. № 1. С. 31–39. https://elibrary.ru/item.asp?id=21455739

2. Илюхина В.А. Сверхмедленные информационно-управляющие системы в интеграции
процессов жизнедеятельности головного мозга и организма // Физиология человека. 2013.
Т. 39, № 3. С. 114.
3. Куликов В.П., Трегуб П.П., Беспалов А.Ю. Сравнительная эффективность гипоксии, ги-
перкапнии и гиперкапнической гипоксии в увеличении резистентности организма к
острой гипоксии в эксперименте // Патологическая физиология и экспериментальная те-
рапия. 2013. № 3. С. 59–62.
4. Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в инструменталь-
ной диагностике // Врач. 2015. № 9. С. 29–31.
5. Фокин В.Ф., Пономарева Р.Б., Медведев Р.Б., Танашян М.М. Влияние газотранспортной
системы мозгового кровотока на медленную электрическую активность головного мозга
у пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией // Клиническая неврология. 2017. Т. 11,
№ 4. С. 29–35.
6. Чудимов В.Ф., Куликов В.П., Куропятник Н.И., Бойко Е.А. Применение гипоксически-
гиперкапнических тренировок у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивно-
стью для коррекции проблем школьной дезадаптации // Вопросы курортологии и лечеб-
ной физкультуры. 2011. № 3. С. 36–39.
7. Чутко Л.С. Диагностика и лечение когнитивных нарушений при синдроме дефицита вни-
мания у взрослых // Журнал неврологии и психиатрии. 2017. № 5. С. 9–13.
8. Klein M., Onhink M., Marjolein D. and other Brain imaging genetics in ADHD and beyondmapping
pathways from gene to disorder at different levels of complexity // Neuroscience and
Biobehavioral Reviews. 2017. P. 1–58.
9. Murray E., Pearson R., Fernandes M., Santos I.S., Barros F. S. Victora C.G., Stein A., Matijasevich
A. Are fetal growth impairment and preterm birth causally related to child attention problems
and ADHD. Evidence from a comparison between high-income and middle-income cohorts //
Journal Epidemiol Community Heaith. 2016. Vol. 40, № 7. P. 704–709.
10. Shith T., Schmidt-Kasther R., McGeary J., Kaczonowski J., Knopik V. Pre- and perinatal ischemia-
hypoxia, the ischemia-hypoxia response pathway, and ADHD risk // Behavior Genetics.
2016. Vol. 46, № 3. P. 467–477.
11. Snyder M., Rugino A., Horning M., Stein A. Integration of an EEG biomarker with a clinicians
ADHD evaluation // Brain and Behavior. 2015. Vol. 5, № 4. P. 100–115.
12. Vilgis V., Sun L., Chen J., Silk T., Vance A. Global and local grey matter reductions in boys
with ADHD combined and ADHD inattentive type // Psychiatry Research: Neuroimaging. 2016.
Vol. 254. P. 119–126.
13. Willcutt E., Chhabidas N., Kinnear M. and others The Internal and external validity of sluggish
cognitive tempo and its relation with DSM-IV ADHD // Journal of Abnormal Child Psychology.
2014. Vol. 42, № 1. P. 21–35.
14. Ye. C., Hu.Z., Wu E., Yang X., Buford U., Guo Z., Saveany R. Two SNAP-25 genetic variants in
the binding site of multiple microRNAs and susceptibility of ADHD: A meta – analysis // Journal
of Psychiatric Research. 2016. Vol. 81. P. 56–62.
15. Ziegnler S., Pedersen L.,Mowinckel A., Brele G. Modeling ADHD: A review of ADHD theories
through their predictions for decision-making and reinforcement learning // Neuroscience and
Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 633–656.
Опубликован
2019-07-07
Выпуск
Раздел
Статьи