Обогащение социального опыта и комплексная реабилитация детей с различными нарушениями здоровья в условиях психоневрологического интерната

  • T.V. Furyaeva
  • A.A. Barsukov

Аннотация

Постановка проблемы. В статье актуализируется проблема организации жизнеустройства детей, проживающих вне семьи и имеющих разные отклонения и нарушения в развитии. Проживание в психоневрологическом интернате содержит значительный риск социального исключения воспитанников. В этой связи авторы анализируют инновационную практику преодоления социальной эксклюзии за счет обогащения социального опыта, использования инновационных технологий сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Целью статьи стал показ возможностей изменения жизнеустройства традиционно закрытого учреждения для детей, проживающих вне семьи.
Методология. Методология базируется на идеях отечественной педагогики, реализующей описательную, объяснительную и прогнозирующую функции педагогического знания на базе методологии личностного, деятельностного, культурно-исторического подходов. Методическую базу исследования составляют методы феноменологического описания, интерпретации, сопоставления, проблематизации, включенного наблюдения, анализа документов и продуктов деятельности.
Результаты исследования. Дана психолого-педагогическая характеристика рисков проживания в стационарном учреждении для развития детей, показаны возможности обогащения социального опыта для детей, имеющих различные нарушения в развитии.

Литература

1. Асикритов В.Н. Реабилитация детей с отклонениями в умственном развитии в условиях
дома-интерната // Социальное обслуживание. 2013. № 1. С. 42–52.
2. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа обучения учащихся с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью: учебное пособие. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,
2011. 296 с.
3. Бгажнокова И.М. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и мно-
жественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. М.: ВЛАДОС, 2010.
239 с.
4. Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
в условиях детского дома // Специальное образование. 2012. № 2. С. 50–51.
5. Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». URL: http://podsolnukh.krn.
socinfo.ru/information
6. Семенова И.Е. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в детском доме-интернате
// Социальное обслуживание. 2013. № 5. С. 64–68.
7. Фуряева Т.В. Социальная инклюзия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.
2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 189 с.
8. Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью: учебное посо-
бие для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 189 с. (Ба-
калавр и магистр. Академический курс).
Опубликован
2020-02-01