Сравнительное изучение особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра второй и третьей группы аутизма

  • O.L. Belyaeva
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, старшие дошкольники, сравнительное изучение, коррекционная работа

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассматриваются результаты сравнительного изучения особенностей коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройством аутистического спектра второй и третьей группы аутизма по классификации О. Никольской; приводится количественный и качественный анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов. Обследование и оценка коммуникативных навыков проводились при помощи опросника «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», предложенного А.В. Хаустовым, разработанного на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002) в двух группах старших дошкольников. В первую группу вошли дошкольники с расстройствами аутистического спектра второй группы аутизма; во вторую – дошкольниками третьей группы аутизма. Выявленные особенности обусловливают отличия в содержании коррекционной работы учителя-логопеда по формированию коммуникативных навыков у данных групп детей. Дошкольники с расстройствами аутистического спектра разных групп получают дошкольное образование в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Среди индивидуальных образовательных маршрутов может быть и получение образования детьми с РАС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и коррекционной помощи от учителя-логопеда по формированию коммуникативных навыков. Проблема исследования заключается в определении индивидуализированного содержания коррекционной логопедической работы с дошкольниками с РАС разных групп аутизма с учетом выявленных особенностей коммуникативных навыков.

Цель статьи: представить результаты сравнительного изучения особенностей коммуникативных навыков старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра второй и третьей группы аутизма и основные направления содержания коррекционной работы учителя-логопеда.

Методология (материалы и методы) (Materials and Methods). Методологической основой исследования являются: положения об особом значении социального воспитания Л.С. Выготского; теоретическое обоснование системы коммуникации детей-инвалидов и общества (Г.Л. Зайцева, Е.П. Кузьмичева, В.Г. Петрова, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский и др.); учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Е.И. Грачева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин). Исследование опирается на представление о детском аутизме отечественных и зарубежных авторов (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская,
Е.Р. Баенская, А.В. Хаустов, R. Jordan, D.M. Ricks, М. Sigman, J.A. Ungerer, L. Wing и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым – констатирующий эксперимент с использованием опросника «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», предложенного А.В. Хаустовым, разработанного на основе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом». Опросник используется для оценки сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. К заполнению опросника привлекаются в первую очередь родители, наблюдающие за собственным ребенком.

Результаты исследования: выявлены отличительные особенности коммуникативных навыков старших дошкольников в двух группах испытуемых. Все испытуемые группы А показали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, а все испытуемые группы В - средний. Описаны направления коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС разных групп с учетом выявленных особенностей.

Литература

1. Belyayeva, O.L., Filosof, M.G., Cherenova, Ye.A., Yukina, T.L. (2016). Organizatsiya inklyuz-
ivnogo obrazovaniya detey s RAS v obshcheobrazovatel’noy shkole [Organization of inclusive
education for children with ASD in a comprehensive school]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy gosu-
darstvennyy pedagogicheskiy universitet im. V.P. Astaf’yeva, 210 p.
2. Chereneva, Ye.A. (2016). Modernizatsiya obrazovaniya i soprovozhdeniya lits s RAS v Rossii
[Modernization of education and accompaniment of persons with ASD in Russia], In Sibirskiy
vestnik spetsial’nogo obrazovaniya [Siberian Journal of Special Education]. 1-2 (16-17), 4-5,
http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/03/10/d971e1df4c4297b706e963105b6323f2/vest-
nik1-22016.pdf
3. Chereneva, Ye.A. (2019). Model’ organizatsii kompleksnoy sistemy pomoshchi detyam s ras-
stroystvami autisticheskogo spektra v universitete [A model for organizing an integrated system
for helping children with autism spectrum disorders at the university]. In Autizm i drugiye na-
rusheniya v razvitii: sovremennyye issledovaniya i razrabotki [Autism and other developmental
disorders: current research and development]. 1 (3), 55-65. URL: http://iaikspu.ru/index.php/
autism/article/view/18
4. Chereneva, E.A., Belyaeva, O.L., Stoyanova, I.Ya. (2019). Current approaches to differen-
tial diagnostics of autism spectrum disorders and similar conditions. In Zhurnal Sibirskogo
federal’nogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Journal of the Siberian Federal University.
Humanitarian sciences]. DOI: 10.17516/1997–1370–0475.
5. Chereneva, Ye.A., Bogdashina, O.B., Kazanova, M., Li, S. (2016). Modernizatsiya idey issle-
dovaniya autizma i razvitiya sistemy pomoshchi lyudyam s autizmom v Rossii: ot regional’noy
initsiativy k globalizatsii resheniy [Modernization of Autism Research Ideas and Developing
an Assistance System for People with Autism in Russia: From Regional Initiative to Global-
izing Solutions]. In Psikhologiya i obrazovaniye [Psychology and Education], 21 (3), 131–140.
DOI: 10.17759/pse.2016210315.
6. Chereneva, Ye.A., Volodenkova, Ye.A. (2016). Mezhvedomstvennaya model’ organizatsii siste-
my pomoshchi detyam s RAS v Krasnoyarskom kraye [Interdepartmental Model of Organiza-
tion of the System of Assistance to Children with ASD in the Krasnoyarsk Territory]. In Autizm i
narusheniya v razvitii [Autism and Developmental Disorders], 14 (4), 19-26. DOI: http://dx.doi.
org/10.17759/autdd.
7. Gillberg, C., Fernell, E. (2014). Autism Plus Versus Autism Pure. In Journal of Autism and De-
velopmental Disorders, 44 (12), 3274–3276.
8. Jordan, R. (1993) The nature of linguistic and communication difficulties of children with au-
tism. In D.J. Messer and G.J. Turner (eds) In Critical influences on child language acquisition
and development. New York: St. Martin’s Press.
9. Khaustov, A.V. (2005). Osnovnyye napravleniya, printsipy i usloviya effektivnogo formirovani-
ya kommunikativnykh navykov u detey s autizmom [The main directions, principles and condi-
tions for the effective formation of communication skills in children with autism]. In Autizm i
narusheniya v razvitii [Autism and developmental disorders]. 4, 34-40.
10. Kim, Y.S., Leventhal, B.L., Koh, Y.J. et al. (2011). Prevalence of Autism Spectrum Disorders in
a Total Population Sample. In Am J. Psychiatry, 168 (9), 904–912.
11. Lebedinskaya, K.S., Nikol’skaya, O.S., Bayenskaya, Ye.R.(1989). Deti s narusheniyami ob-
shcheniya: Ranniy detskiy autizm [Children with communication disabilities: Early childhood
autism]. Moscow, Prosveshcheniye, 95 p.
12. Manelis, N.G., Medvedovskaya, T.A., Subbotina, Ye.V. (2013). Analiz problem, voznikayush-
chikh v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii pri sozdanii spetsial’nykh obrazovatel’nykh
usloviy dlya detey RAS [Analysis of problems arising in a preschool educational institution
when creating special educational conditions for children with ASD]. In Autizm i narusheniya v
razvitii [Autism and developmental disorders]. 1, 1-8.
13. Morozova, T.I. (2001). Metodicheskiye rekomendatsii po korrektsii narusheniy rechevogo raz-
vitiya pri detskom autizme [Guidelines for the correction of speech developmental disorders
in childhood autism]. In Autizm: rekomendatsii po psikhologo-pedagogicheskoy korrektsii [Au-
tism: guidelines for psychological and pedagogical correction]. Moscow, 102 – 131.
14. Nikol’skaya, O.S., Baenskaya, E.R., Libling, M.M. (2016). Autichnyy rebenok. Puti pomoshchi
[Autistic child. Ways of help]. Moscow, Terevinf, 288 p.
15. N’yumen, S. (2008). Igry i zanyatiya s osobym rebenkom. Rukovodstvo dlya roditeley [Games
and activities with a special child. A Guide for Parents]. (N.L. Kholmogorova, Trans). Moscow,
235 p.
16. Pitersi, M. (2001). Malen’kiye stupen’ki. Programma ranney pedagogicheskoy pomoshchi dety-
am s otkloneniyami v razvitii. Kniga 3: Navyki obshcheniya [The program of early pedagogical
assistance to children with developmental disabilities]. Book 3: Communication Skills Trans.
from English. Moscow, Down Syndrome Association, 150 p.
17. Quill, K.A., Bracken, K.N., Fair, M.E., Fiore, J.A. (2002). DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social
and communication intervention for children with autism. – Baltimore: Paul H. Brookes Publish-
ing Co, 232.
18. Ricks, D.M., Wing, L. (1975). Language, communication and the use of symbols in normal and
autistic children. In. Journal of autism and childhood schizophrenia. (5), 191-221.
19. Sul’zhenko, O.YU. (2008). Formirovaniye kommunikativnykh navykov u detey s RAS [For-
meig communication skills in children with ASD] In Autizm i narusheniya v razvitii [Autism and
developmental disorders}, In. Autism and developmental disorders. Moscow, (1), 115-125.
20. Wing, L., Gould, J. (1979). Severe impairments of social interactions and associated abnormali-
ties in children: epidemiology and classification In. Journal of autism and developmental disor-
ders. (9), 11 - 29.
21. Zolotukhina, Ye.G. (2017). Osobennosti kommunikativnykh navykov detey starshego
doshkol’nogo vozrasta s rasstroystvom autisticheskogo spektra [Features of communication
skills of older preschool children with autism spectrum disorder]. In Sovremennyye tekhnologii
korrektsionno-razvivayushchey raboty s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya:
materialy XVI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i
shkol’nikov [Modern technologies of correctional development work with children with limited
health: materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference of students, gradu-
ate students and schoolchildren]. Krasnoyarsk, 2017, 154.
Опубликован
2020-05-13
Раздел
Статьи