Нарушения слоговой структуры слов и сформированности ее базовых компонентов у детей с алалией

  • L.A. Bruchovsky
  • N.N. Goloskokova
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, алалия, слоговая структура слов, базовые компоненты слоговой структуры слов

Аннотация

Постановка проблемы. В статье обозначена проблема изучения у детей старшего дошкольного возраста с алалией состояния слоговой структуры слов, сенсомоторных базовых компонентов, необходимых для ее формирования, их взаимосвязь с учетом современных психолого-педагогических исследований в коррекционной педагогике и специальной психологии.
Цель статьи: показать связь сформированности слоговой структуры слов и ее базовых компонентов у детей с алалией, необходимость учета значимых проявлений состояния базовых компонентов, влияющих на процесс формирования слоговой структуры слов, при разработке научно-практических материалов по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с алалией и общим недоразвитием речи III уровня.
Методологию исследования составили анализ и обобщение современных концепций, теорий ведущих отечественных и зарубежных ученых о языке как важнейшем средстве общения и познания, его связях с неречевыми процессами; о понимании речи как сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии со специальной педагогикой, психологией, языкознанием и логопедией.
Результаты. Представлен диагностический комплекс для изучения слоговой структуры слов и базовых компонентов, влияющих на формирование слоговой структуры слов. Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента. Определены базовые, значимые сенсомоторные компоненты для формирования слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с алалией и общим недоразвитием речи III уровня: фонематические процессы, ритмические средства языка, пространственные представления. Выявлены особенности, уровни сформированности слоговой структуры слов и ее базовых сенсомоторных компонентов. Составлен диагностический комплекс для их изучения с учетом структуры речевого дефекта у детей дошкольного возраста с алалией и общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов и базовых компонентов, влияющих на формирование слоговой структуры слов: зависимость правильного воспроизведения от сложности структуры слова, темпа, многократности воспроизведения; разнообразие типов нарушений; отсутствие самоконтроля

Литература

1. Babina, G.V., Sharipova, N.Yu (2010). Slogovaya struktura slova: obsledovanie i formirovanie u detey s nedorazvitiem rechi. Logopedicheskie tehnologii [Syllabic structure of words: a survey
and the education of children with speech and language disorders. Speech therapy technologies]. Moscow, Paradigm, 96 p.
2. Babina, G.V., & Sharipova, N.Yu. (2013). Strukturno-slogovaya organizatsiya rechi doshkolnikov: ontogenez i dizontogenez [Structural-syllabic organization of speech of preschool children: ontogenesis and dysontogenesis]. Moscow, Prometheus, 192 p.
3. Bryukhovskikh, L.A., Dmitrieva, O.A. (2017). Vliyanie prostranstvennogo faktora na formirovanie zvukovogo analiza i sinteza detey s obschim nedorazvitiem rechi [Influence of the spatial factor on the formation of sound analysis and synthesis of children with General speech underdevelopment]. In Sibirskiy vestnik spetsialnogo obrazovaniya [Siberian Journal of special education]. 1(19), 22-25.
4. Bryukhovskikh, L.A. (2014). Nekotoryie podhodyi k razrabotke algoritma kompleksnoy diagnostiki kak osnovyi psihologo-mediko-pedagogicheskogo soprovozhdeniya shkolnikov s rechevoy patologiey v protsesse inklyuzii [Some approaches to the development of an algorithm for complex diagnostics as a basis for psychological, medical and pedagogical support of school children with speech pathology in the process of inclusion]. In Sovremennaya nauka. Aktualnyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modern science. Actual problems of science and education]. 11-12, 25-28.
5. Bryukhovskikh, L.A. (2015). Formirovanie predlojnyih konstruktsiy u mladshih shkolnikov s obschim nedorazvitiem rechi [Formation of prepositional structures in primary school children with General underdevelopment of speech]. Krasnoyarsk, KSPU, 184 p.
6. Zhinkin, N.I. (1972). Intellect, language and speech [Disorders speech in preschoolers]. Moscow, Enlightenment, 9-32.
7. Zimnyaya, I.A. (2001). Lingvopsihologiya rechevoy deyatelnosti [Linguoecology speech activity]. Moscow, Moscow psycho.-soc. In-t; Voronezh: NGO “MODEK”, 432 p.
8. Zubkova, L.G., Novikov, L.A. & Ivanov, V.V. (1999). Sovremennyiy russkiy yazyik [Modern Russian language]. Saint Petersburg, Lan’, 348 p.
9. Kosinova, E.M. Preodolenie narusheniy slogovoy strukturyi u detey s razlichnoy rechevoy patologiey [Overcoming violations of the syllabic structure in children with various speech pathologies]. Mersibo [Mersibo]. Retrieved from URL: https://mersibo.ru/webinars/collection#w12989.
10. Kuzmina, I.A. (2010). Foneticheskaya i fonologicheskaya priroda sloga [Phonetic and phonological nature of a syllable]. In Vestnik MGU. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow state University]. Series: Linguistics, 1, 100-102.
11. Leont’yev, A.A. (1991). Psiholingvisticheskie edinitsyi i porozhdenie rechevogo vyiskazyivaniya [Psycholinguistic units and generation of speech utterance]. Moscow, Akademiya, 305 p.
12. Markova, A.K. (1961). Osobennosti usvoyeniya slogovoy struktury slova u detey, stradayushchikh alaliyey [Features of learning the syllabic structure of the word in children suffering from alalia]. In Shkola dlya detey s ser’yeznymi narusheniyami [School for children with severe speech disorders]. Moscow, 59–70
Опубликован
2020-05-13
Раздел
Статьи