Организация психологического сопровождения развития детей с особыми возможностями соматического и психологического здоровья в дошкольной образовательной организации

  • O.V. Gruzdeva
  • I.Yu. Kerbis
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, образование, сопровождение, социальнопедагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, соматическое здоровье, психологическое здоровье, адаптация, детский сад

Аннотация

Постановка проблемы. Ежегодно фиксируется рост числа детей с особыми возможностями соматического и психологического здоровья, т. е. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей имеет возможность образования в типовых образовательных организациях. Но на сегодняшний день нет в достаточной степени разработанных механизмов и способов сопровождения их развития в типовом образовательном учреж-
дении. Современная система российского специального образования определяет необходимость построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения данной категории детей. Поскольку в современном представлении качества образования важными компонентами являются социальное благополучие и социальная адаптация, то сопровождение, в том числе и детей дошкольного возраста с ОВЗ, включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Раскрыть особенности данного процесса – проблематика данной статьи.
Цель статьи – обсуждение значимости и необходимости психологического сопровождения развития детей с особыми возможностями соматического и психологического здоровья в дошкольной образовательной организации, а также описание сущностных моментов организации данного процесса.
Методология (материалы и методы). Методологию исследования составляют теоретический анализ, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по проблеме развития и сопровождения детей с ОВЗ, а также эмпирические клинико-психологические методы исследования, позволяющие диагностировать параметры соматического и психологического здоровья детей.
Результаты исследования Проведен анализ заболеваемости среди детей дошкольного возраста на примере типового дошкольного образовательного учреждения, приведены теоретические основы процесса сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации. С учетом картины заболеваемости детей разработаны, апробированы и рекомендованы к тиражированию направления, формы и способы психологического сопровождения развития детей с особыми возможностями соматического и психологического здоровья в дошкольной образовательной организации.

Литература

1. Bityanova, M.R., Azarova, T.V., Afanasyeva, E.I., Vasilieva, N.L. (1998). Rabota psikhologa v nachal’noy shkole [The work of a psychologist in elementary school]. Moscow, Sovershenstvo, 352 p.
2. Gooch, D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., Hulme C. (2016). The development of executive function and language skills in the early school years. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 57 (2), 180-187. DOI: 10.1111/jcpp.12458.Scopus.
3. Gruzdeva, O. V., Dyachuk, I. P., Lesnyak, V. A. (2013). Diagnostika prostranstvennoy deyatel’nosti detey [Diagnostics of children’s spatial activity]. In Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf’yeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva]. 2 (24). 160-164.
4. Gruzdeva, O.V. (2003). Sotsial’no-psikhologicheskiye faktory i usloviya, determiniruyushchiye protsess rechevogo razvitiya detey doshkol’nogo vozrasta s narusheniyami zdorov’ya [Sociopsychological factors and conditions that determine the process of speech development of preschool children with health problems]. Deposited manuscript, # 739-B2003 17.04.2003.
5. Gruzdeva, O.V. (2004). Somaticheski bol’noy rebenok: faktory rechevogo razvitiya [Somatically ill child: speech development factors]. Krasnoyarsk, 160 p.
6. Gruzdeva, O.V. (2013). Metodologiya i napravleniya razvitiya somaticheski bol’nykh detey doshkol’nogo vozrasta v protsesse stanovleniya ikh kharaktera [Methodology and directions of development of somatically sick preschool children in the process of their character formation]. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva. Krasnoyarsk, 113 p.
7. Gruzdeva, O.V. (2018). Razvitiye detey doshkol’nogo vozrasta v kontekste sovremennoy obrazovatel’noy i sotsial’noy situatsii razvitiya [The development of preschool children in the context of the modern educational and social development situation]. Krasnoyarsk, 274 p.
8. Holmes C.J., Kim-Spoon J., Deater-Deckard K. (2016) Linking Executive Function and Peer Problems from Early Childhood Through Middle Adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology, 44 (1), P. 31-42. DOI: 10.1007/s10802-015-0044-5 Scopus.
9. Ivanova, E. (2014). Vozmozhnosti i osobennosti sredy doshkol’nykh organizatsiy v sootvetstvii s realizatsiyey FGOS doshkol’nogo obrazovaniya [Opportunities and environmental features of preschool organizations in accordance with the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education] In [Kindergarten from A to Z.]. 5, 39-47.
10. Kovalevsky, V.A., Gruzdeva, O.V. (2009). Somaticheski bol’noy rebenok doshkol’nogo vozrasta: spetsifika sotsial’no-psikhologicheskogo razvitiya [Somatically ill child of preschool age: the specifics of socio-psychological development] In Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 1, 20.
11. Kovalevsky, V.A., Gruzdeva, O.V. (2010). Somaticheski bol’noy rebenok: spetsifika sotsial’no-psikhologicheskogo razvitiya (rezul’taty kompleksnogo issledovaniya) [Somatically ill child: specifics of socio-psychological development (results of a comprehensive study)]. In Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf’yeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva]. 3, 115-122.
12. Kovalevsky, V.A., Gruzdeva, O.V. (2011). Problema psikhologo-mediko-sotsial’no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya somaticheski bol’nykh detey doshkol’nogo vozrasta [The problem of psychological, medical, social, and pedagogical support for the development of somatically ill preschool]. In Psikhologiya obucheniya [Training Psychology]. 1, 53-65.
13. Lazareva, L.V. (2008). Iz opyta raboty proyekta «Budem vmeste» - po profilaktike otkazov ot detey [From the experience of the project “Let’s be together” - on the prevention of abandonment of children]. In Sotsial’nyye tekhnologii issledovaniya [Social Research Technologies]. 6. 84-89.
14. Levchenko, I. Yu. (2008). Psikhologicheskaya pomoshch’ sem’ye, vospityvayushchey rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities: method. Allowance]. Moscow, Obrazovaniye, 239 p.
Organizatsiya spetsial’nykh obrazovatel’nykh usloviy dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh: Metodicheskiye rekomendatsii [Organization of special educational conditions for children with disabilities in educational institutions: guidelines]. Moscow, MGPU, 292 p.
15. Section I of the State program of the Russian Federation “Accessible environment” for 2011-2015 In Internet - portal of the Government of the Russian Federation / Government of Russia http://govern-ment.ru/gov/ results / 14607 /.
16. Shipitsina, L.M. (2003). [Psychological and pedagogical counseling and child development support: a manual for a defectologist teacher]. Moscow, VLADOS, 528 p.
17. Shipitsyna, L.M. (2005). «Neobuchayemyy» rebenok v sem’ye i obshchestve. Sotsializatsiya detey s narusheniyem intellekta [An “uneducable” child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities]. St Petersburg, Rech’, 477 p.
18. Stat’ya #15 Federal’nogo zakona ot 24 noyabrya 1995 goda, 181). FZ «O sotsial’noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii» (Sobraniye zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii). [Article 15 of the Federal Law of November 24, No. 181, of the Federal Law “On the Social Protection of Persons with Disabilities in the Russian Federation” (Collection of Legislation of the Russian Federation), No. 48, Art. 4563 In Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 234.37.
19. Vernon-Feagans, L., Willoughby, M., Garrett-Peters, P. (2016). Predictors of behavioral regulation in kindergarten: Household chaos, parenting, and early executive functions. Developmental Psychology, 52 (3), 430-441. DOI: 10.1037/dev0000087 Scopus.
20. Zaitseva, L.A., Kuntsevich, T.P. (2005). Osobennosti obrazovatel’nogo protsessa v tsentre korrektsionno-razvivayushchego obucheniya i reabilitatsii [Features of the educational process at the center of correctional developmental education and rehabilitation]. Minsk, 155.
21. Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: feder. zakon: prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: odobren Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 [Law “On Education in the Russian Federation”: federal. law: adopted by the State. Duma Dec 21: approved by the Federation Council Dec 26 2012]. Moscow, Os’ 89, 207.
Опубликован
2020-05-13
Раздел
Статьи