Моноинтерес детей с расстройствами аутистического спектра как мишень индивидуальной психокоррекции

  • E.N. Pustovaya
  • A.V. Pustovaya
  • E.V. Gutkevich
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, стереотипии, интерес, моноинтерес, психокоррекционная работа, познавательная активность, интеллектуальное развитие

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена изучению моноинтереса как стратегии поддержки и практики в достижении целей по оказанию психокоррекционной помощи детям с
расстройствами аутистического спектра. Раскрывается понимание интереса ребенка как психического процесса. Уточняется понятие моноинтереса как мишени индивидуальной работы с детьми с аутизмом в обучении саморегулированию поведения, контролю действий и управлению беспокойством; чтению и письму; развитию речевых и коммуникативных навыков; социальной взаимосвязи. Приводится описание клинического примера этапов психокоррекционной программы на основе выявленного моноинтереса ребенка с аутизмом.

Цель статьи. На клиническом примере показать, что моноинтерес ребенка к какой-либо деятельности как стереотипия используется для выбора стратегии персонифицированной психокоррекционной программы.

Методология (материалы и методы). Методологической основой работы являются: психологическая классификация аутизма, разработанная О.С. Никольской и др., построенная с учетом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома [9; 10]; шкала оценки степени детского аутизма (Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale, CARS), разработанная в 1980 г. американскими исследователями Schopler E., Reichler R.J., De Vellis R.F., Daly K., в адаптации Т.Ю. Морозовой, С.В. Довбня [18]; методика «Социограмма» с оценкой развития навыков ребенка со множественными нарушениями в развитии (форма PAC-1) [13].

Результаты исследования. Выявление у ребенка с аутизмом моноинтереса и его дальнейшее использование в построении и проведении персонифицированной психокоррекционной работы.

Литература

1. Asperger, H. (1943). Die «autistishen Psychopatien» In Kindersalten. Arc. Psychuat. nervenkr. http://www.autismus-biberach.com/Asperger_Hans-_Autistischen_Psychopathen.pdf
2. Chereneva, Ye.A., Bogdashina, O.B., Kazanova, M., Li, S. (2016). Modernizatsiya idey issledovaniya autizma i razvitiya sistemy pomoshchi lyudyam s autizmom v Rossii: ot regional’noy initsiativy k globalizatsii resheniy [Modernization of Autism Research Ideas and Developing an Assistance System for People with Autism in Russia: From Regional Initiative to Globalizing Solutions]. In Psikhologiya i obrazovaniye [Psychology and Education], 21 (3), 131–140. DOI: 10.17759/pse.2016210315.
3. Cohen, Sh. (2013). The ASD Nest Model: A Framework for Inclusive Education for Higher Functioning Children With Autism Spectrum Disorders. https://www.abebooks.com/9781937473235/ ASD-Nest-Model-Framework-Inclusive-1937473236/plp
4. Glozman, ZH.M. (2012). Neyropsikhologicheskoye obsledovaniye: kachestvennaya i kolichestvennaya otsenka dannykh [Neuropsychological examination: a qualitative and quantitative assessment of the data]. Moscow, Smysl, 264 p.
5. Glozman, ZH.M. (2009). Neyropsikhologiya detskogo vozrasta [Neuropsychology of childhood]. Moscow, Akademiya, 270 p.
6. Glozman, ZH.M., Soboleva, A.Ye., Titova, YU.V. (2019). Neyropsikhologicheskaya diagnostika detey doshkol’nogo vozrasta [Neuropsychological diagnosis of preschool children]. Moscow, Ayris-press, 54 p.
7. Kagan, V.Ye. (2020). Autizm u detey [Autism in children]. Moscow, Smysl, 384 p.
8. Kanner, L. (1943). Autistic distrurbances of affective content. Nervous Child. 2.
9. Kaplan-Solms, K., Solms, M. (2000). Clinical Studies in neuro-psychoanalysis / Introduction to a Depth Neuropsychology. New York, Karnac Books.
10. Kovalev, V.V. (1987). Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevaniy u detey i podrostkov [Semiotics and diagnosis of mental illness in children and adolescents]. Moscow, Meditsina, 288 p.
11. Mamaychuk, I.I. (2014). Pomoshch’ psikhologa detyam s autizmom [Psychologist help children with autism]. Saint Petersburg, Ekovektor, 330 p.
12. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney (10-y peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroystv [International Classification of Diseases (10th revision). Classification of mental and behavioral disorders]. St Petersburg,
13. Mnukhin, S.S., Zelenetskaya, A.Ye., Isayev, D.N. (1967). O sindrome «rannego detskogo autizma», ili sindrome Kannera, u detey [About the syndrome of “early childhood autism,” or Kanner’s syndrome, in children], In Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii [Journal of Neuropathology and Psychiatry]. 10, 1501-1506.
14. Nikol’skaya, O.S. (2000). Affektivnaya sfera cheloveka. Vzglyad skvoz’ prizmu detskogo autizma [Affective sphere of man. A look through the prism of children’s autism]. Moscow, Tsentr lechebnoy pedagogiki, 362 p.
15. Nikol’skaya, O.S., Bayenskaya, Ye.R., Libling, M.M. (2017). Autichnyy rebenok. Puti pomoshchi [Autistic baby. Ways of help.]. Moscow, Terevinf, 288 p.
16. Ozhegov, S.I. (2018). Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Oniks, 1376 p.
17. Pronina, L.A. (2016). Sravnitel’naya kharakteristika dinamiki chisla detey-invalidov 0-17 let po psikhicheskomu zabolevaniyu v Rossiyskoy Federatsii i Sibirskom federal’-nom okruge v 2010-2014 gg. [Comparative characteristics of the dynamics of the number of children with disabilities 0-17 years old for mental illness in the Russian Federation and the Siberian Federal District in 2010-2014]. Sbornik tezisov nauchno-prakticheskoy konferentsii (Krasnoyarsk, 24-25 marta 2016 g.) [Proceedings of the scientific and practical conference (Krasnoyarsk, March 24–25, 2016)]. Tomsk, Krasnoyarsk, «Ivan Fedorov», 141-143.
18. Schopler, E., Reichler, R.J., De.Vellis, R.F., Daly, K. (1980). Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). J Autism Dev Disord 10 (1), 91–103. URL: https://29apnd.ru/wp-content/uploads/2017/03/Reytingovaya_shkala_autizma_u_detey_CARS.pdf
19. Shipitsyna, L.M. (2005). «Neobuchayemyy» rebenok v sem’ye i obshchestve. Sotsializatsiya detey s narusheniyem intellekta [An “uneducable” child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities]. St Petersburg, Rech’, 367–379.
Опубликован
2020-05-13
Раздел
Статьи