Программа повышения коммуникативной компетентности преподавателей вуза в области общения с аутичными студентами

  • E.A. Chereneva
  • O.S. Demchenko

Аннотация

Постановка проблемы. Увеличение численности лиц с расстройствами аутистического спектра как в России, так и во всем мире, в том числе с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом, ставит проблему доступности высшего образования для таких студентов. Их возможность обучаться в наибольшей степени зависит от коммуникативной компетентности преподавателей вузов.

Цель статьи. Исследование направлено на разработку программы повышения коммуникативной компетентности преподавателей вуза в области общения с аутичными студентами на основе зарубежных рекомендаций и обобщения российского опыта подобных программ.

Методология (материалы и методы). Приемы педагогической коммуникации с аутичными студентами вырабатываются на основе рекомендаций Сетевой организации по самозащите прав аутистов (США), деятельностного подхода к развитию коммуникативной компетентности преподавателей вуза, требований ориентированности на практику и рефлексию для подобных программ, гуманистической направленности.

Результаты исследования. Предлагаемая программа способна повышать не только коммуникативную компетентность преподавателей в процессе общения с аутистами, но и уверенность в собственном профессионализме, стимулировать стремление к профессиональному росту, улучшать качество образовательной среды в вузе.

Литература

1. Asperger, H., transl. A.V. Chelikova, sc. red. A.A. Severnyj (2010). Autisticheskie psihopaty v detskom vozraste [Autistic psychopaths in childhood]. In Voprosy psihicheskogo zdorovya detej i podrostkov [Mental health issues for children and adolescents]. (10) 2, 91-117.
2. Asperger, H., transl. A.V. CHelikova, sc. red. A.A. Severnyj (2011). Autisticheskie psihopaty v detskom vozraste [Autistic psychopaths in childhood]. In Voprosy psihicheskogo zdorovya detej i podrostkov [Mental health issues for children and adolescents]. (11) 1, 82-109.
3. Autistic Self Advocacy Network Accessibility Resources. Retrieved from https://autisticadvocacy.org/resources/accessibility/#accessneeds.
4. Chukavina, T.E. (2016). Rezultaty diagnostiki kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelej medicinskih vuzov posle vnedreniya treninga, napravlennogo na usovershenstvovanie pedagogicheskogo vzaimodejstviya [Results of diagnostics of communicative competence of medical university teachers after the introduction of training aimed at improving pedagogical interaction]. Proceedings of the VI International scientific and practical conference: Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika [Psychological support of education: theory and practice]. Kiev, OOO IPF “STRING”, 464-469.
5. Diagnosticheskie kriterii sindroma Aspergera [Diagnostic criteria for Asperger’s syndrome]. Retrieved from https://aspergers.ru/node/167.
6. Markova, V.V., Nagel, O.P. (2008). Kommunikativnaya kompetentnost prepodavatelya kak uslovie professionalno-nravstvennogo razvitiya studentov [Communicative competence of a teacher as a condition for professional and moral development of students]. In Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary professional education]. 5, 40 – 43.
7. Platokhina, Natalia A., Abashina, Natalia N. (2018). Povyshenie professionalnoj kompetentnosti pedagogov doshkolnoj obrazovatelnoj organizacii po rabote s detmi s diagnozom «rannij detskij autizm» [Pre-school teachers’ professional competence development for organization of work with children diagnosed “early childhood autism]. Koncept [Concept]. 1. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-po-rabote-s-detmi-s-diagnozom-ranniy.
8. Ragulina, L.V. (2010). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelya vysshej shkoly [Pedagogical conditions of formation of communicative competence of a high school teacher]. In Vestnik TGU [Bulletin of TSU]. 4 (84), 88 – 91.
9. Salkova, O.V., Sofina, V.N. (2011). Analiz i razvitie kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelej vuza [Analysis and development of university teacher communicative competence]. In Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad state University. A. S. Pushkin]. 5, 1, 17 – 26.
10. Sysoeva, E.Yu. (2016). Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelya vuza v sisteme povysheniya kvalifikacii [Development of communicative competence of the professor in the professional development system]. In Sovremennye issledovaniya socialnyh problem [Modern studies of social problems]. 11 (67),102 – 112.
11. Vlasova, V., Zadorozhnaya, I. (2018). Psihologo-pedagogicheskie kriterii formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelya medicinskogo vuza [Psyghological-pedagogical criteria for forming the communicative competence of the teacher of the medical university]. In Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 5, 169 – 172.
Опубликован
2020-05-13
Раздел
Статьи